Отдых водителя по тахографу — это фиксация установленным на борту автомобиля самописцем интервала времени, когда водитель не выполняет действий, связанных с его трудовой деятельностью. Такой контроль режима работы водителей коммерческого автотранспорта позволяет исключить их переутомление, ведущее к повышению аварийности.
Контроль отдыха водителя автомобиля по тахографу осуществляется сотрудниками Ространснадзора, ГИБДД и других ведомств. При обнаружении нарушений водителю грозит штраф.
Продолжительность труда и отдыха при управлении автотранспортом
Трудовое законодательство коммерческого автотранспорта устанавливает к работе водителей определенные требования в отношении периодов времени, в течение которых водитель управляет транспортным средством, занимается другой деятельностью и отдыхает. Цель таких законодательных ограничений — борьба с переработками, приводящими к переутомлению, которое может стать причиной аварийной ситуации.
Согласно статистике, внедрение системы контроля продолжительности труда и отдыха по тахографу, позволяет сократить количество аварий, причиной которых стало переутомление водителя.
По действующему законодательству время, учитываемое бортовым самописцем, складывается из следующих промежутков:
- Подготовка к рейсу (готовность) — прохождение медицинского осмотра, оформление документов, погрузочно-разгрузочное работы и прочая деятельность, не связанная с управлением ТС;
- Управление автомобилем (вождение);
- Обслуживание автомобиля (работа) — устранение неисправностей, профилактика;
- Период вынужденного простоя (работа);
- Время, в течение которого водитель не выполняет никаких действий, связанных с работой (отдых).
Законодательно установлено:
- допустимое время вождения в рейсе, в течение недели, двух недель;
- допустимая продолжительность трудовой деятельности с учетом вождения;
- наличие перерывов и их частота и продолжительность;
- наличие перерывов для полноценного отдыха и питания и их продолжительность.
Все эти интервалы фиксируются бортовым самописцам и контролируются.
Контроль режима работы водителя по тахографу
Продолжительность труда и отдыха водителя автобуса фиксируется тахографом системы СКЗИ или ЕСТР (на международных рейсах). Контроль осуществляется следующим образом:
- Тахографическая карта водителя устанавливается в слот устройства перед началом смены.
- Включив прибор и произведя активацию, водитель вводит информацию о роде предшествующей деятельности — отдыхе или другой работе, которые сохраняются в памяти прибора.
- После этого он допускается к управлению транспортным средством. На экране тахографа отражается текущий режим — «Готовность», «Вождение» «Работа», «Отдых/перерыв».
- Переключение режима прибор производит автоматически. С началом движения тахограф переключается в режим «Вождение», при остановке — в режим «Работа».
- Выключение зажигания вызывает переключение в режим «Отдых/перерыв».
По окончании смены карта водителя извлекается из устройства, время извлечения фиксируется в памяти прибора.
Контроль соблюдения соотношения времени труда и отдыха водителей по тахографу могут осуществлять:
- инспекторы ГИБДД;
- сотрудники Ространснадзора;
- представители Федеральной службы по труду и занятости.
Нарушения установленных законодательством норм продолжительности труда и отдыха водителей наказываются штрафными санкциями вплоть до приостановки деятельности компании.